Международный день мира – время размышлений

Сегодня, 21 сентября, в Международный день мира, мы бы хотели выразить свою солидарность со всеми, кто продолжает работать на построение мира даже момент, когда это дело кажется безнадежным.

Сегодня постсоветское пространство трясет снова. И это отражается эхом во всем мире, не только на обществах с советским конфликтным наследием. Надежды, что со временем тлеющие и потенциальные конфликты на этом пространстве рассосутся в динамике изменений, новых политических и экономических реалий, вновь открываемых возможностей, не совсем оправдались. Более того, возникают новые конфликты, а «старые», уже в видоизмененных формах, снова становятся взрывоопасными.

Война вокруг Карабаха осенью 2020 года, война в Украине, сегодняшнее противостояние коллективного Запада и России, показывает, что постсоветские общества не разобрались со своим наследием, общества не построили мир, на который надеялись, который ожидали, что настанет после развала советской империи.

Ожидания остаются ожиданиями, если целенаправленно и стратегически не наработать на приближение желаемого будущего и не делать настоящее максимально похожим на это воображаемое будущее. Получилось так, что желание обществ достичь стабильного и устойчивого будущего для себя, часто сопровождается действиями, направленные на конфронтацию, на создание и поддерживание образа врага, неуважительной и агрессивной риторики, и, соответственно, это все дало противоположный эффект – общий конфликтный потенциал в регионе увеличился. Если бы мерили уровень чувства тревожности от непредсказуемости, которое испытывают люди в конфликтных регионах, можно предположить, что показатели сегодня достигли бы той шкалы, которая была в начале 90ых, в эпоху развала СССР и возгорания открытых военных конфликтов внутри СССР.   

Взаимосвязь конфликтов на постсоветском пространстве очевидна. Война в Украине, ее исход отражается и будет влиять на все другие конфликты в регионе, теребить потенциальные и порождать другие. Сегодняшняя эскалация военных действий между Арменией и Азербайджаном, военные столкновения на таджико-киргизской границе являются показателем сохраняющейся общности этого пространства.

Кто виноват и что делать?

Война в Украине стала триггером общественных дискуссиях и спровоцировал первичную реакцию, которая стала традиционной, закрепившись в общественной полемике со времен дебатов российской либеральной интеллигенции в царской империи и позже, в СССР, – общество хочет знать, кто виноват. В общественных дебатах активизировались рассуждения, почему регион оказался в таком кризисе и этот процесс сопровождается активным поиском виновного. Список перечня виноватых длинный, туда входят шахматные игры геополитики, некомпетентность и даже предательство национальных лидеров, желание противника завоевать территории, уничтожить национальную идентичность, существование пятых колонн внутри обществ и тд.  Это здоровая реакция, показывающая признание проблем в обществах, которая в этой иерархии традиционной общественной полемики переходила на следующий этап, на котором открывался вопрос – что делать? И именно этот драматический этап приносил изменения – не факт, что всегда позитивные.

Состояние обществ на этапе поиска причин проблем – «кто виноват?», в основном характеризуется пассивностью или агрессивностью.  И та и другая характеристика предполагает перекладывание ответственности на кого-то и освобождение себя от разделения ответственности за происходящее, которым недовольны. Однако, у части обществ, которое можно обозначить как активная часть гражданского общества, иной подход, базирующийся на ценности разделения коллективной ответственности и поэтому эти люди имеют другое мнение, иной взгляд по отношению к происходящим событиям.

Когда основа наших мыслительных процессов базируется на принятии причинно–следственных отношений как основы всестороннего и глубокого анализа, то это позволят видеть корни проблем, а не только симптоматику. И это дает возможность предсказывать динамику развития ситуации, угадывать грядущие тенденции, понимать более широкую картину происходящего, а возможность думать о своем собственном месте в системе этих изменений, осознание своей роли, своих возможностей, ресурсов, которые есть у каждого, у обществ, чтобы работать над превенцией потенциальных конфликтов и трансформировать существующие. К сожалению, эта часть общества чаще всего маргинализуется самими обществами, целенаправленно или по причине неосведомлённости, и даже подвергается анафеме.

Сегодня никто не знает, где мы окажемся через несколько месяцев, не говоря о годах. И наша группа уникальна тем, что у нас есть потенциал предвидеть тенденции, делать рекомендации «что делать?» и работать по ним, чтобы опять не оказаться в ситуации начала 90ых

Будучи уязвимым, не до конца понятым в своих обществах, эта часть обществ находятся в постоянном поиске единомышленников, социальной поддержки, площадки для групповой рефлексии, разделения своего видения происходящего как внутри своих обществ, так и за пределами и постоянно озабочены вопросом – что делать? Мы создали такую возможность – дискуссионная и диалоговая платформа, функционирующая как горизонтальное пространство и объединяющая как региональных, так и международных экспертов, лидеров гражданского общества со всего региона, которые нацелены на сохранение стабильности в регионе и готовы вносить свой вклад в это.  

Важность и польза такой коммуникации велика – она дает чувство солидарности участникам, предоставляет возможность обмениваться экспертизой, обогащать ее, сверять свою точку зрения с другой, особенно с той, которая исходит из тех, которые находятся на той стороне противостояния.

Объединение этого разнообразного человеческого ресурса, лидерского потенциала, богатейшего практического опыта и создание единого информационного и экспертного поля, диалога, рассмотрение региональных взаимосвязей, тенденций, позволяет расширять ракурс, с которого видятся двусторонние конфликты и открывает новые возможности работы с ними. При наличии разногласий между участниками, стремления найти преимущества и выигрышные позиции для своих обществ в этой полемике, группа, тем не менее, имеет намного больше объединяющего, чем разъединяющего. Она строится на доверии друг к другу, на осознании общей цели – поиска мирных решений конфликтов и принятия ценности человеческой жизни как основу всех действий.

Объединение этого огромного ресурса сегодня имеет огромный прагматический потенциал.  Как один из участников заметил: «…сегодня никто не знает, где мы окажемся через несколько месяцев, не говоря о годах. И наша группа уникальна тем, что у нас есть потенциал предвидеть тенденции, делать рекомендации «что делать?» и работать по ним, чтобы опять не оказаться в ситуации начала 90ых».

Усилия по сохранению мира, по превенции конфликтов должны стать такими же важными элементами в миротворчестве, как действия, направленные на разрешение военных конфликтов. И сегодня нам всем надо задуматься. 


Мы благодарны за поддержку Фонде Оперативных Ресурсов Европейского Союза (European Union Responsive Resource Fund), реализуемого Программой развития ООН (ПРООН). За содержание публикации полностью несет ответственность организация Independent Peace Associates.